Тризобретатель

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы
  • Место на карте

Среда "Тризобретатель" (авторы - А.А. Нестеренко и Г.В. Терехова) предназначена для развития изобретательских способностей детей 6-11 лет средствами ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления на базе теории решения изобретательских задач).
Она позволяет создавать разные варианты развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в зависимости от особенностей детской аудитории и условий проведения занятий.

Теоретической основой среды являются исследования в области теории решения изобретательских задач- ТРИЗ и общей теории сильного мышления –ОТСМ (Альтшуллер Г.С., Хоменко Н.Н.), а также исследования в области ТРИЗ образования, выполненные авторами программы и их коллегами (Нестеренко А.А., Терехова Г.В., Сидорчук Т.А. и др.).

Представленная ниже программа - вариант программы первого года обучения на базе данной среды. Она рассчитана на освоение исследовательских и изобретательских умений на базе ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления – теории решения изобретательских задач) в условиях дополнительного образования или внеурочной деятельности учащимися начальной школы (1-2 классы).

Подробное описание среды - на странице "Тризобретателя" на сайте  otsm-triz.ru 

Педагоги

Тимофеева Елена Владимировна, учитель высшей категории, зам. директора по УВР ЧОУ "Дарина"

Учебный план

1. Вводное занятие. Знакомство со средой «Город Изобретателей». Правила работы в группе и презентации результатов – 1 час

2. Инструменты исследователя и изобретателя. Карточки признаков и пульт преобразований. – 2 часа

3. Признак «Цвет».

Исследование значений признака и способов их преобразования – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Цвет» – 1 час

Решение проблем на основе признака «Цвет». – 1 час

4. Признак «Форма»

Исследование значений признака и способов их преобразования. Линии, плоские фигуры, объемные тела. Определение формы наощупь – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Форма» – 1 час

Решение проблем на основе изученных признаков – 1 час

5. Признак «Агрегатное состояние». Твердое, жидкое, газообразное

Исследование агрегатных состояний воды. Метод маленьких человечков. Наблюдение за процессами замерзания, испарения, конденсации. – 1 час

Продуктивная деятельность. «Театр маленьких человечков». – 1 час

Решение проблем, связанных cизменением агрегатного состояния – 1 час

6. Признаки «Материал» и «Текстура»

Исследование значений признака «текстура» в зависимости от материала объекта. – 1 час

Продуктивная деятельность: на основе признака «текстура» – 1 час

Решение проблем на основе изученных признаков – 1 час

7. Признак «звук» (характер звука)

Исследование значений признака. Моделирование передачи звука в твердых телах, жидкостях и газах. – 1 час

Продуктивная деятельность. Шумовой оркестр. Подражание звукам природы и города. – 1 час

Решение проблем на основе признаков «характер звука», «сила звука».

8. Признаки «запах» и «вкус»

Исследование значений признака. Моделирование распространения запаха. Связь запаха и вкуса. – 1 час

Обобщение способов обнаружения. – 1 час

Решение проблем на обнаружение – 1 час

9. Признак «Размер»

Исследование значений признака. Виды размеров – длина, площадь, объем. Сравнение объектов по размерам, измерение. – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Размер». – 1 час

Решение проблем на основе признака «Размер» – 1 час

10. Признак «масса»

Исследование значений признака. Способы измерения массы, уравновешивание. Представление о плотности вещества. – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Масса». – 1 час

Решение проблем на изученные признаки. – 1 час

11. Признак «температура»

Исследование значений признака. Прибор для измерения температуры – градусник. Изменение температуры. Трение. – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Температура» – 1 час

Решение проблем на изученные признаки. – 1 час

12. Обобщающее повторение. Организация события для родителей «Экскурсия по городу Изобретателей» – 3 часа

 

 

Цели программы

Целью программы является начальная подготовка старших дошкольников и младших школьников в области решения исследовательских и инновационных проблем. Основными задачами курса являются:

· развитие способности к исследованию окружающего мира;

· развитие способности к анализу и решению проблем на авторском уровне;

· развитие навыков творческого мышления на основе диалектических и системных представлений, базовых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация);

· формирование опыта инновационно-исследовательской и изобретательской деятельности при работе с проблемой;

· организация продуктивной деятельности на основе алгоритмических преобразований;

· целенаправленная рефлексия преобразований на основе критериев (новизна, оригинальность, эффективность (польза), идеальность).

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения

В результате освоения программы первого года обучения дети научатся

· определять признаки с дискретными значениями (цвет, форма, агрегатное состояние, текстура, материал, звук, запах) и спектр их значений;

· соотносить название признака и единицы его измерения (для признаков с непрерывными значениями – размеры, масса, температура);

· выполнять операции с объектом на основе признака: определение значений признака, изменение значений признака, совмещение различных значений признака в одном объекте, дробление объекта на части с разными значениями признака, объединение объектов в группы по значению признака, сравнение объектов по заданному признаку;

· строить ассоциативные связи, синтезировать образ объекта;

· составлять загадки, описывая объекты по признакам и выявляя существенное сходство с другими объектами;

· оценивать результаты выполнения многовариантных заданий с точки зрения оригинальности;

· оценивать предложенные решения проблем с точки зрения их вреда, пользы, необходимых затрат.

Дети получат возможность научиться

· создавать творческие продукты, решать противоречие, заданное в неявном виде;

· решать проблемы, подбирая ресурсы и разрешая противоречие, сформулированное в явном виде.

Материально-техническая база

Компьютер с выходом в Интернет (т.к. имеется видеоподдержка в виде роликов, объясняющих основные инструменты программы), проектор.

Набор для изобретательских экспериментов "лаборатория", наборы для проведения опытов.