Тризобретатель семейный

  • Описание
  • Группы
  • Отзывы

Среда «Тризобретатель» (авторы – А.А. Нестеренко и Г.В. Терехова), предназначена для развития изобретательских способностей детей 6-11 лет средствами ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления на базе теории решения изобретательских задач).

Она позволяет создавать разные варианты развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в зависимости от особенностей детской аудитории и условий проведения занятий.

"Тризобретатель семейный" обеспечивает родителей материалами для совместного освоения с детьми: обучающими видео, играми, дидактическими пособиями.

В настоящее время доступна онлайн-поддержка первого года обучения, ориентированное на освоение инструментов для исследования и преобразования объектов окружающего мира по их признакам.

Подробное описание – здесь: https://otsm-triz.ru/blog/499611

Педагоги

Нестеренко Алла Александровна, к.п.н., ТРИЗ-специалист (IV уровень), один из авторов среды "Тризобретатель", автор книги для родителей "Страна Загадок".

Расписание

Освоение программы происходит в свободном режиме на сайте онлайн-школы "Мастерские знаний". 

Учебный план

Здесь представлен примерный состав тем, которые можно осваивать в различном объеме. Последовательность желательно сохранить.

1. Вводное занятие. Знакомство со средой «Город Изобретателей». Правила работы в группе и презентации результатов – 1 час

2. Инструменты исследователя и изобретателя. Карточки признаков и пульт преобразований. – 2 часа

3. Признак «Цвет».

Исследование значений признака и способов их преобразования – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Цвет» – 1 час

Решение проблем на основе признака «Цвет». – 1 час

4. Признак «Форма»

Исследование значений признака и способов их преобразования. Линии, плоские фигуры, объемные тела. Определение формы наощупь – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Форма» – 1 час

Решение проблем на основе изученных признаков – 1 час

5. Признак «Агрегатное состояние». Твердое, жидкое, газообразное

Исследование агрегатных состояний воды. Метод маленьких человечков. Наблюдение за процессами замерзания, испарения, конденсации. – 1 час

Продуктивная деятельность. «Театр маленьких человечков». – 1 час

Решение проблем, связанных cизменением агрегатного состояния – 1 час

6. Признаки «Материал» и «Текстура»

Исследование значений признака «текстура» в зависимости от материала объекта. – 1 час

Продуктивная деятельность: на основе признака «текстура» – 1 час

Решение проблем на основе изученных признаков – 1 час

7. Признак «звук» (характер звука)

Исследование значений признака. Моделирование передачи звука в твердых телах, жидкостях и газах. – 1 час

Продуктивная деятельность. Шумовой оркестр. Подражание звукам природы и города. – 1 час

Решение проблем на основе признаков «характер звука», «сила звука».

8. Признаки «запах» и «вкус»

Исследование значений признака. Моделирование распространения запаха. Связь запаха и вкуса. – 1 час

Обобщение способов обнаружения. – 1 час

Решение проблем на обнаружение – 1 час

9. Признак «Размер»

Исследование значений признака. Виды размеров – длина, площадь, объем. Сравнение объектов по размерам, измерение. – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Размер». – 1 час

Решение проблем на основе признака «Размер» – 1 час

10. Признак «масса»

Исследование значений признака. Способы измерения массы, уравновешивание. Представление о плотности вещества. – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Масса». – 1 час

Решение проблем на изученные признаки. – 1 час

11. Признак «температура»

Исследование значений признака. Прибор для измерения температуры – градусник. Изменение температуры. Трение. – 1 час

Продуктивная деятельность на основе признака «Температура» – 1 час

Решение проблем на изученные признаки. – 1 час

12. Обобщающее повторение. Организация события для родителей «Экскурсия по городу Изобретателей» – 3 часа

Цели программы

Формирование в семье развивающей среды, ориентированной на управление проблемами. Совместное обучение детей и родителей инструментам управления проблемами на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)_ и общей теории сильного мышления (ОТСМ).

Результат программы

В результате освоения программы первого года обучения

дети научатся

· выполнять операции с объектом на основе признака: определение значений признака, изменение значений признака, совмещение различных значений признака в одном объекте, дробление объекта на части с разными значениями признака, объединение объектов в группы по значению признака, сравнение объектов по заданному признаку;

· строить ассоциативные связи, синтезировать образ объекта;

· составлять загадки, описывая объекты по признакам и выявляя существенное сходство с другими объектами;

· оценивать результаты выполнения многовариантных заданий с точки зрения оригинальности;

· оценивать предложенные решения проблем с точки зрения их вреда, пользы, необходимых затрат.

Дети получат возможность научиться

· создавать творческие продукты, решать противоречие, заданное в неявном виде;

· решать проблемы, подбирая ресурсы и разрешая противоречие, сформулированное в явном виде.

 

родители

научатся всему, чему научатся дети

смогут организовать дома творческую среду, ориентированную на работу с проблемами,

научатся организовывать с детьми развивающую активность (решение проблем, игры, развивающую деятельность)

 

Особые условия проведения

При организации очных занятий (например, в семейном клубе) родители занимаются вместе с детьми;

В обучении используются видеоролики для совместного семейного просмотра; остальные материалы курса изучают родители, а потом выполняют соответствующие задания с детьми в семье или в организованной родителями группе.

Материально-техническая база

Компьютер с выходом в Интернет, браузер с поддержкой флеш-плеера (желательно - Mozilla ESR), для работы на планшете или другом мобильном устройстве требуется скачать приложение Chatium (свободный доступ, Google-play или App-Story)

Дома на месте требуется собрать самодельный комплект наглядных пособий (описание дается в занятиях) и приобрести комплект учебно-методических материалов.

 

Стоимость

Стоимость доступа на 1 месяц - 440 рублей. 

Видео